Глава 6.
Работа
в аудиоредакторах
Осваивать
работу с аудио мы начнем с записи уже созданной нами MIDI-аранжировки (см.
главу 5). Для того чтобы сделать запись в аудиоформате, необходимо прежде
всего установить определенные системные настройки в программе. В программе Cubase
VST 32. 5.0 эти настройки находятся в меню Options/Audio Setup. После
того как вы активизируете данный пункт меню, откроется диалоговое окно Audio
System Setup (рис. 6.1).
Рис.
6.1. Окно Audio System Setup
Это окно состоит
из семи модулей, двух самостоятельных списков и трех флажков. Рассмотрим его
подробнее.
На наш взгляд,
лучше начать с модуля Audio I/O (рис. 6.2).
Рис.
6.2. Модуль Audio I/O
Чуть ниже
находится управляющая кнопка ASIO Control Panel, которая вызывает диалоговое
окно ASIO Multimedia Setup (рис. 6.3).
Рис.
6.3. Окно ASIO Multimedia Setup
Это окно служит
для выбора драйверов из списка Presets, если вы в дальнейшем будете пользоваться
различными виртуальными устройствами или другими звуковыми картами. Ниже находятся
два поля Output Ports и Input Ports, которые показывают активность выхода
и входа звуковой карты или карт.
В этом окне
(см. рис. 6.3) есть еще одна кнопка, которая может быть вам полезна в работе
с аудио. Это кнопка Advanced Options. Если вы нажмете ее, то перед вами
откроется новое диалоговое окно Advanced Options (рис. 6.4), которое
является более подробным вариантом предыдущего окна. В данном окне вам может
понадобиться только одна кнопка, и то при определенных ситуациях. Никакая программа
не гарантирована от сбоев и зависаний, в полной мере это относится и к Cubase.
В случае сбоя бывает, что программа перестает видеть звуковую карту. Тогда с
помощью кнопки Run Simulation можно протестировать карту и наладить ее
связь с программой, ничего дополнительно делать при этом не нужно. Все остальные
кнопки лучше не трогать по двум причинам: во-первых, они многократно дублируются,
во-вторых, при корректной установке звуковой карты и программы все автоматически
становится в нужные позиции.
Рис.
6.4. Окно Advanced Options
Рис.
6.5. Список Semple Rate
Следующим
шагом необходимо указать в списке Bit Recording (см. рис. 6.1) максимальное
значение, т. е. 32. Данное значение говорит, с какой разрядностью программа
будет обрабатывать аудиоинформацию, чем выше разрядность, тем выше качество
полученного результата.
Теперь перейдем
к модулю Audio Perfomance (рис. 6.6).
Все ваши установки
в этом модуле начнут действовать только после нажатия на кнопку Apply, если
же ваши установки превысят возможности компьютера, программа сообщит вам, что
не хватает памяти.
Рис.
6.6. Модуль Audio Perfomance
Модуль File
Cache Scheme — в переводе звучит, как "схема файлового кэша".
В списке этого модуля находятся три пункта (рис. 6.7):
Кроме того,
лучше установить флажок Recorded Buffers go direct to disk, тогда будет
меньше вероятность сбоев программы.
Рис.
6.7. Модуль File Cache Schema
Следующий
модуль MIDI to Audio Delay предназначен для компенсации задержки MIDI
(рис. 5.8), если таковая существует.
Рис.
6.8. Модуль MIDI to Audio Delay
Очень важный
модуль Priority (рис. 6.9) — в его раскрывающемся списке (рис. 6.10)
указаны четыре режима:
Рис.
6.9. Модуль Priority диалогового окна Audio System Setup
Рис.
6.10. Раскрывающийся список модуля Priority
Следующим
шагом подготовки программы к аудиозаписи будет включение входов. Для этого в
меню Panels выберите команду VST Inputs, перед вами откроется
соответствующее окно (рис. 6.11). В этом, окне нужно нажать на кнопку Active
из соответствующего столбца. Если кнопка светится зеленым светом, вход включен.
Рис.
6.11. Диалоговое окно VST Inputs
Стоит рассмотреть
еще один модуль окна Audio System Setup -- это блок Monitoring (рис.
6.12), который служит для того, чтобы переключать режимы внутреннего слежения
программы за входными и выходными сигналами.
Режим Record
Enable Type — сигнал прослушивается и при записи, и при воспроизведении.
Режим Global
Disable — отключение внутреннего мониторинга, т. е. сигнал прослушивается
через внешний микшер или через микшер карты, естественно, всякие задержки при
этом отсутствуют.
Рис.
6.12. Модуль Monitoring
Еще один совет:
не ставьте флажок Plug-In Delay Compensation, потому что в таком случае
многие виртуальные эффекты VST будут задерживать сигнал, что приведет к искаженному
восприятию сигнала. А флажок Enable Audio only during Play, наоборот,
лучше поставить, тогда при воспроизведении у вас не будет проблем, т. к. данные
будут передаваться непрерывно.
Теперь, собственно,
все необходимые предварительные установки сделаны, и вы можете приступить к
записи аудиоинформации.
Разговор об
аудиозаписи мы начнем с того, что попробуем записать уже готовую MIDI-аранжировку.
Мы надеемся, что ваше сочинение, которое получилось из гармонической последовательности,
устраивает вас по звучанию и вы сделали в нем максимум того, что хотели. Для
того чтобы осуществить запись, выполните следующие действия:
Рис.
6.13. Окно Select Folder for Audio
Вот, в принципе,
и вся процедура перевода MIDI-записи в аудиотрек. Стоит сказать о том,
что иногда бывает необходимо перевести в аудио каждый MIDI-трек. Это может понадобиться,
если вам нужно обработать MIDI-треки какими-нибудь аудиообработчиками. В этом
случае вы проделываете вышеописанную процедуру с каждым треком в отдельности.
При записи
живого инструмента или голоса технически ничего не меняется, в принципе, запись
MIDI от записи аудио ничем не отличается, все режимы записи MIDI применимы в
аудиозаписи. Инструментальные ящики одинаковы и в MIDI, и в аудио, поэтому вы
можете при необходимости пользоваться ими точно так же, как и при работе с MIDI-треками.
Рис.
6.14 Окно VST Channel Mixer
6.3.
Редактирование и обработка аудиозаписи
Как и все
редакторы Cubase, аудиоредактор открывается очень просто, двойным щелчком по
аудиотреку или комбинацией клавиш <Ctrl>+<E>. Перед вами появится
следующее окно (рис. 6.15). Это вид записанного вами аудиотрека в аудиоредакторе.
С помощью
инструментов инструментального ящика (он практически ни чем не отличается от
инструментального ящика в редакторе Key (Edit)) вы можете: разрезать аудиотрек
на части, переставлять местами, подгонять части с любой точностью под MIDI,
заглушать какие-либо части и т. д. Иначе говоря, в аудиоредакторе вы можете
сделать полноценный монтаж фонограммы. С помощью инструмента "циркуль"
можно изменять громкость звучания трека или его фрагментов. Вы помните, что
в меню Functions есть пункт Audio Functions, который содержит
команды Fade in - - нарастание звука и Fade Out — затухание звука.
Есть еще одна команда в этом же меню, с помощью которой можно в некоторых пределах
регулировать параметры затухания и усиления звука. Выделите аудиотрек и активизируйте
команду Fade Dialog. Перед вами откроется следующее окно (рис. 6.16).
Рис.
6.15. Окно редактора Audio с записанным треком
Рис.
6.16. Диалоговое окно Fade Audio
В этом окне
справа находятся четыре кнопки:
В левой части
окна отображается график кривых в зависимости от нажатой кнопки. Так что, как
видите, выбор небогатый, иногда требуются более сложные кривые изменения громкости.
Например, вам нужно состыковать два фрагмента, но на стыке прослушивается щелчок.
Вот здесь
вам может помочь диалоговое окно Create Crossfade, в котором происходит
одновременное затухание громкости в одном фрагменте и нарастание в другом.
Если вам понадобилось
создать график очень замысловатой формы, то в этом же окне с помощью курсора
вы можете изменять график, как вам хочется. Например, вы можете получить такую
картинку (рис. 6.19). В принципе, вам предоставляется возможность нарисовать
любой график, главное понимать, что вы хотите получить в итоге.
Но давайте
вернемся к началу. Вы записали аудиотрек, и вам не терпится что-нибудь с ним
сделать, имеются в виду различные эффекты, монтаж и т. д. Прежде чем приступить
к этой интересной и увлекательной работе, нужно данный трек нормализовать. Для
чего это нужно? Прежде всего, процесс нормализации максимально увеличивает громкость
записанного трека, соответственно, меньше прослушиваются посторонние шумы, особенно
если запись осуществлялась через микрофон. Следующая причина в том, что со снижением
уровня сигнала вырастают нелинейные искажения. При уровне сигнала 60 дБ нелинейные
искажения превышают 2%, а при уровне 80 дБ — более 10%. При низком уровне сигнала
происходит также понижение квантования: при уровне сигнала 0 дБ квантование
будет 16 бит, а при уровне сигнала 50 дБ — 8 бит.
Для того чтобы
нормализовать трек или его часть (что тоже возможно):
После операции
нормализации можно приступить к дальнейшей обработке аудиотрека.
Рассмотрим
некоторые интересные команды из меню Functions.
Остальные
функции из меню Functions нам уже знакомы, поэтому не будем на них останавливаться.
Самое время
теперь обратится к VST Cannel Mixer 1, 2. Это устройство программы собственно
и есть профессиональная виртуальная студия, на базе которой осуществляются обработка,
сведение и премастеринг аудиомате-риала. С помощью команды VST Cannel Mixer
1 откройте окно микшера.
Обратите внимание,
что данное окно состоит из трех вертикальных блоков. Рассмотрим функции каждого
блока в отдельности.
Рис.
6.17. Окно VST Cannel Mixer 1
Первый блок
AUTO (рис. 6.24). Верхние две кнопки, как вы уже поняли, управляют автоматической
записью и воспроизведением специальных треков класса Mix Track, такая дорожка
создается автоматически при активизации кнопки WRITE. Если в процессе
воспроизведения трека вы будете производить какие-либо манипуляции в треке или
в подключенных обработчиках звука, то они автоматически запишутся. Для того
чтобы их воспроизвести, необходимо выключить кнопку WRITE и включить
кнопку READ. Все ваши манипуляции будут в точности воспроизведены. Если
у вас включены обе кнопки, вы имеете возможность прослушивать записанную автоматизацию
одного трека и одновременно записывать изменения на следующем треке, На наш
взгляд, лучше для каждого трека записать свой трек автоматизации:
Следующая
кнопка, MUTE, приглушит MIDI-треки в вашей аранжировке. Кнопка FX — вызовет
диалоговое окно Send Effects (рис. 6.18), в котором вы можете выбрать
до восьми обработчиков звука. Каждый из обработчиков может быть настроен в соответствии
с вашим желанием.
Рис.
6.18. Блок AUTO окна VST Cannel Mixer 1
Рис.
6.19. Диалоговое окно Send Effects блока AUTO
Красные кнопки
в этом окне включают и выключают сам эффект. Слайдер играет роль регулятора
подачи обработанного сигнала. Нажатие на кнопку EDIT вызовет панель эффекта
с регулировками (рис. 6.19). Если дважды щелкнуть по черному полю, то появится
список с имеющимися эффектами, в котором вы можете выбрать нужный вам (рис.
6.18). Последние два черных поля не требуют дополнительных объяснений.
Кнопка RESET
— сброс данных в блоке. Кнопки в поле METER дают возможность выбрать
режим работы индикаторов уровня и на запись и воспроизведение никак не влияют.
Кнопка в поле MASTER включает и выключает мастер-секцию окна VST Cannel
Mixer 1 (рис. 6.20). Со списками в полях File и View вы без труда
разберетесь самостоятельно.
Рис.
6.20. Панель эффекта с регулировками
Рис.
6.21. Список эффектов
Рис.
6.22. Секция MASTER окна VST Cannel Mixer 1
Средний блок
окна VST Cannel Mixer 1 представляет собой собственно микшерский пульт
(рис. 6.23). В его конструкции мы разберем только то, что может быть непонятным.
Надеемся, что объяснять, для чего нужны индикаторы и ползунки, не нужно. В каждом
канале вы можете выбрать любые эффекты, любые обработчики звука, в каждом канале
есть свой эквалайзер и блок динамической обработки. Кнопка IN .. R служит для
переключения мониторов на прослушивание входного и выходного сигнала. С кнопками
SOLO и MUTE все понятно. Кнопка Master, находящаяся в самом низу
блока, предназначена для объединения каналов в группы для одновременной регулировки.
При сведении это очень полезная функция. Допустим, у вас в аранжировке есть
два струнных инструмента, два духовых, два клавишных. Вы нашли правильный баланс
внутри каждой группы, далее вы продолжаете присоединять к ним следующие, и вам
придется заново искать
тот самый баланс, который вы уже якобы нашли. Можно сделать проще. Свести инструменты
в каждой группе, а потом уже сводить группы вместе. Сейчас речь шла, в основном,
о балансе по уровню звука, но такой баланс необходимо осуществлять и по всем
остальным параметрам.
Рис.
6.23. Средний блок окна VST Cannel Mixer 1
Теперь поговорим
о кнопках INS, DYN и FX, EQ. С помощью этих кнопок вызываются окна для подключения
виртуальных приборов обработки звука и их регулировки. Кнопки INS и FX вызывают
практически одинаковые окна, просто первая подключает эффекты в режиме вставки,
а вторая — в режиме посыла (рис. 6.30).
Нажмите кнопку
INS и откроется окно VST Cannel Setting — Ch 1 (см.
рис. 6.24), причем в нем будет присутствовать четырехполосный эквалайзер.
Обратите внимание,
что в этом окне тоже присутствует вертикальный блок AUTO, назначение
его такое же, как и в окне микшера. Так что, запись дорожки автоматизации можно
осуществлять прямо из этого окна.
Теперь в этом
же окне нажмите кнопку DYN, вместо эквалайзера у вас появится блок динамической
обработки звука. И окно будет называться VST Cannel Setting — Ch 1+ R (рис.
6.25).
Рис.
6.24. Окно VST Cannel Setting — Ch 1
Рис.
6.25. Окно VST Cannel Setting — Ch 1+ R
Для обоих
окон первые четыре вертикальных блока абсолютно одинаковы. С первым и вторым
блоком все понятно, о них было сказано выше. В третий блок INSERTS вы
можете загрузить до четырех эффектов. Делается это очень просто. Щелкните мышкой
по одному из четных полей No E..ct, и перед вами появится список эффектов.
Выберите нужный вам и щелкните по
нему, программа его загрузит, и название эффекта появится в черном поле. Но
эффект будет неактивным до тех пор, пока вы не нажмете кнопку ON над
названием эффекта. Если вы хотите перенастроить эффект, нажмите кнопку EDIT,
перед вами откроется окно панели самого эффекта. Регулировки можно проводить
в режиме реального времени. Все эффекты, загруженные в этом блоке, работают
в режиме вставки. Кнопка BYPASS дает прослушать трек с эффектами или
без них, очень удобная функция для оценки получаемого измененного сигнала.
Следующий
блок SENDS аналогичен предыдущему, но позволяет загрузить восемь эффектов.
При включенной
кнопке EQ в пятом блоке (рис. 6.26) у вас будет находиться четырехполосный эквалайзер.
Пользоваться им очень просто:
Рис.
6.26. Блок EQ
Окно VST
Cannel Setting — Ch 1+ R (см. рис. 6.26), как уже было сказано выше, отличается
наличием блока динамической обработки вместо эквалайзера.
В этот блок входят приборы Auto Gate, Auto Level, Compress, SoftCIip,
Limit. О предназначении и способах работы с каждым из этих виртуальных
приборов мы поговорим чуть позже.
После того
как вы поработали с эффектами и добились нужного результата, необходимо сохранить
полученный материал. Для этого надо поставить локаторы в начале и в конце трека
(запоминается только то, что между локаторами) и создать финальный аудиофайл.
Создается такой файл с помощью диалогового окна Export Audio. Это диалоговое
окно можно вызвать двумя способами:
Для того чтобы
правильно записать ваш аудиофайл, необходимо сделать следующие установки в окне
Export Audio:
6.4.
Работа с аудио в программе WaveLab
Программа
WaveLab является звуковым редактором со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В этой программе можно: резать, копировать, клеить, обрабатывать различными
эффектами в реальном времени. Можно запоминать проекты, базы данных, осуществлять
монтаж, создавать семплы. А когда вы все это проделаете, записав ваши произведения,
можно осуществить мастеринг, перетасовать порядок и в итоге записать CD. На
наш взгляд, это один из лучших звуковых редакторов. Данный редактор можно подключить
к Cubase и пользоваться им для получения окончательного файла. Мы в настоящей
книге будем рассматривать программу WaveLab как вспомогательный звуковой редактор
в Cubase. Полное описание программы достойно отдельной книги. Чтобы подключить
WaveLab к Cubase, нужно сделать следующее:
Рис.
6.27. Диалоговое окно Audio Preferences
Теперь, чтобы
попасть в WaveLab, вам достаточно щелкнуть мышкой в ау-диоредакторе Cubase по
изображению звукового файла. Перед вами откроется главное окно редактора WaveLab
(рис. 6.34), и в нем уже будет прорисован ваш аудиотрек. Если вы не сделали
предварительных установок в программе, то ваш файл будет существовать с теми
параметрами, с которыми он
был записан.
При создании или записи нового файла в WaveLab необходимо сделать некоторые
установки. Для этого войдите в меню File и активизируйте команду New,
в списке выберите команду Wave, появится диалоговое окно Audio Attributes
(рис. 6.28).
Рис.
6.28. Главное окно программы WaveLab
Рис.
6.29. Диалоговое окно Audio Attributes
В диалоговом
окне Audio Attributes установите нужные параметры и нажмите кнопку ОК,
перед вами появится пустое окно, в которое можно записывать новый файл или
перетаскивать куски с предварительно открытого, но с новыми пересчетами параметров,
которые вы установили. Мы уверены, что содержание данного окна не требует никаких
объяснений.
Теперь вернемся
к главному окну программы (см. рис. 6.30). Кроме главного меню программы, в
нем есть еще два элемента, с которыми вы будете постоянно работать. Первый элемент
— это транспортная панель (Transport), с которой вы без труда разберетесь
самостоятельно. Функции этой панели традиционны: воспроизвести весь файл или
его часть, начать с позиции курсора, сделать петлю, а также перемещение к началу
или концу файла, перемотка и запись.
Чтобы осуществить
запись непосредственно в программе WaveLab, нажмите на транспортной панели красную
кнопку, перед вами откроется диалоговое окно Record (рис. 6.31), в котором
вы можете отрегулировать различные параметры записи. Если вы пишете промежуточный
файл или пробный, в модуле File to crete выберите в раскрывающемся списке
значение Temporary File (Временный файл). Если же вы обрабатываете или
записываете финальный файл, выберите значение Final File. (Но лучше пользоваться
программой для создания именно финальных файлов и премастеринга.)
Рис.
6.30. Диалоговое окно Record
При нажатии
на кнопку Attributes открывается уже знакомое вам окно Audio Attributes,
в котором вы можете установить нужные параметры, если они еще не установлены.
При нажатии на кнопку Settings откроется окно Record Settings (рис.
6.31), в котором лучше ничего не изменять. Дело в том, что это окно служит для
некоторой автоматизации включения и выключения записи и еще некоторых параметров,
но на качество записи не влияет, а при неопытном экспериментировании может доставить
определенные проблемы.
Рис.
6.31. Окно Record Settings
Кнопка Mixer
(см. рис. 6.36) вызывает диалоговое окно внутреннего микшера программы,
разобраться в нем совсем не сложно, но понадобится оно вам может только в том
случае, если вы работаете исключительно с данной программой (рис. 6.32).
Панель индикации
не требует никаких разъяснений, кроме того, что вы можете ее переключить или
на показания уровня сигнала (пункт списка Level), или на показания спектра
сигнала (пункт списка Spectrum), при последнем варианте вы будете наблюдать
уровень входного сигнала в соответствии с его частотными характеристиками. В
самом низу окна расположены такие кнопки: Record — включает программу
на запись, Pause — пауза, Stop -остановка, Discard — уничтожит
непонравившийся дубль.
Вторым важным
элементом главного окна программы является Master Section (Мастер-секция).
С помощью этой мастер-секции (рис. 6.32) подключаются различные виртуальные
эффекты, предназначенные для окончательной обработки финального файла. Данная
секция, как вы уже заметили, имеет шесть слотов, т. е. в нее можно поместить
шесть эффектов. Устанавливать эффекты в секции несложно: щелкните мышкой по
треугольнику в одном
из слотов, и перед вами появится список эффектов, из которого требуется выбрать
нужный (рис. 6.33).
Рис.
6.32. Окно Record с внутренним микшером программы
Рис. 6.33. Мастер-секция Master Section
Рис.
6.34. Список эффектов Master Section
В каждом слоте
есть пять кнопок: Mon, Solo, FX, On, Global. Рассмотрим назначение этих
кнопок:
Очень важный
элемент мастер-секции — выбор метода дизеринга. Дизеринг в переводе означает
"размывание", т. е. этот процесс позволяет преобразовать уловимые
на слух искажения, возникающие при квантовании, в высокочастотную область, где
они менее заметны. Для этого предназначены три списка.
При работе
с дизерингом рекомендуем вам в качестве главного критерия только ваш собственный
слух и вкус. Никакие технические рекомендации в данном случае не принесут успеха.
После того
как вы установили нужные эффекты и прослушали получившийся результат в реальном
времени, настало время зафиксировать его. Для этого нажмите кнопку Apply.
Перед вами откроется диалоговое окно Process preferences for (далее
название файла). В этом окне (рис. 6.34) вы можете сделать некоторые установки
по обработке файла. Если вам необходимо обработать весь файл, то включите переключатель
Whole file, если вы хотите обработать какую-либо часть файла, то обозначьте
ее и включите переключатель Selection. Если вы включите переключатель
Process in place, будет обработан исходный файл, если переключатель Create
new file — программа создаст новый файл. Данную опцию необходимо выбирать
в случае создания файла в определенном формате, например в МРЗ (рис. 6.35).
Рис.
6.35. Окно Process preferences for
В программе
WaveLab есть возможность автоматизировать обработку пакета файлов.
Рис.
6.36. Окно Process preferences for с выбором формата файла
Если у вас
есть пакет файлов, которые вы хотите обработать совершенно одинаково, сделайте
следующее:
Рис.
6.37. Окно Batch Processing
В редакторе
WaveLab обработку файла можно осуществлять и без использования мастер-секции.
В меню Edit вы найдете все функции, характерные практически для любого
редактора. В меню Level располагаются стандартные обработки, о которых
мы уже говорили в связи со звуковым редактором Cubase. Окно Dynamics несколько
отличается от подобного окна в Cubase, но только внешне, функции, выполняемые
через команды и графики данных окон, аналогичны. На рис. 6.38 вы видите окно
Compressor/Expander/ Limited/Nois Gate, которое вызывается из меню Level
командой Dynamics. Если вы поставите флажок Graphic editing на
вкладке Settings, вы сможете с помощью мышки менять конфигурацию графика
так, как вам это необходимо.
На вкладке Presets вы можете выбрать установки, которые поставлены производителем
программы.
Рис.
6.38. Вкладка Output окна Batch Processing
После того
как вы сделали все установки и нужные изменения графика, нажмите кнопку Process,
ваш файл будет соответствющим образом обработан. В данной программе есть
возможность многократно возвращаться к предыдущему варианту файла, так что ошибок
можно не бояться.
В меню Process
тоже ничего нового нет, все команды вам знакомы. Хотим только сказать, что,
если вы пользуетесь программой WaveLab как встроенным редактором в Cubase, то
вышеописанными пунктами меню вам пользоваться не придется. В большинстве случаев
вам понадобится Master Section для подготовки окончательного файла, да
и то такой файл принципиально можно создать, не выходя из Cubase. Единственное,
что не может сделать программа Cubase, это сформировать и записать CD.
Процедура
формирования CD в программе WaveLab достаточно проста:
Рис.
6.39. Окно формирования CD программы
Рис.
6.40. Меню окна формирования CD
Таким образом
вы укажете состав будущего CD, после окончания этого процесса у вас будет список
файлов с обозначенным временем начала и длины. Если вас не устраивают паузы
между файлами, их можно изменить. Для этого щелкните мышкой по знаку "+",
перед названием файла. Раскроется структура, содержащая обозначения маркеров
начала и конца файла, а также длительность паузы. Все эти значения можно подкорректировать.
Изменить значение паузы можно в этом же окне, а вот изменять положение маркеров
начала и конца трека лучше в главном окне программы. Для этого дважды щелкните
мышкой в столбце Start, в строке маркера, и перед вами откроется окно
редактирования файла, в котором можно будет перетащить маркер в нужное вам место.
Существует
еще один способ редактирования ваших файлов при составлении CD. Этот способ
чаще применяется при мастеринге. В меню File выберите команду New, из
появившегося списка вам нужна будет команда Audio Montage. Перед вами
появится окно аудиомонтажа. Для того чтобы загрузить в это окно нужные файлы,
щелкните правой кнопкой мышки в нижней половине окна, появится список из двух
команд, из которых будет доступна лишь одна — команда Insert file(s), именно
она нам и нужна. С помощью этой команды вы можете последовательно вызвать все
нужные вам файлы. Просим учесть, что каждый последующий файл будет вставлен
в виртуальную дорожку, в позицию курсора. В данном случае было вызвано три файла,
и окно теперь выглядит следующим образом.
В окне аудиомонтажа
можно редактировать как отдельные файлы, так и целиком образ CD. Все эффекты,
которые были вами включены в мастер-секции, будут точно также последовательно
обрабатывать ваши файлы, как и в главном окне программы. В окне аудиомонтажа
вы можете проделать практически всю работу по редактированию файлов, плавно
изменить громкость, если необходимо, расставить маркеры. Для этого служат управляющие
кнопки в верхней части окна. Разобраться с ними будет несложно. Если нажать
кнопку Meters, то в верхней части появится или анализатор спектра сигнала,
или индикатор уровня выходного сигнала — вкладки Spectrum и Level.
Если выбрать
вкладку Clips, то в верхней части окна появится информация о загруженных файлах
(позиция начала и конца файла, длина и название). Если вы щелкнете мышкой по
изображению громкоговорителя перед названием файла, его можно будет прослушать.
Теперь нам
небходимо сформировать образ CD. Для этого:
В этом окне
вы также можете сделать все паузы между файлами, какие вам необходимы.
Теперь можно
приступить непосредственно к прожигу CD.
6.5.
Работа с семплами в программе WaveLab
Как уже говорилось
ранее, мы рассматриваем редактор WaveLab как встроенный редактор Cubase. Но
все-таки стоит сказать несколько слов о других возможностях этой программы.
Прежде всего, хотелось бы рассмотреть возможности программы в записи и обработке
семплов для программных и аппаратных семплеров. Естественно, что работа над
любым семплом начинается с его записи. После того как вы настроили программу
(о чем говорилось в данной главе), запишите через микрофон или с помощью MIDI
звук, из которого вы хотите сделать семпл. Перед вами в окне — графическое изображение
записанного звука в формате WAV. В данном случае записан звук виолончели со
штрихом спикато. Этот звук (семпл) не тянущийся, как, например, при штрихе легато,
такие звуки издают фортепиано, гитара, ударные и другие инструменты. Поэтому
при записи такого семпла нет необходимости делать кольцо (Loop). Все,
что требуется в данном случае — обработать семпл с помощью мастер-секции (если
в этом есть необходимость), предварительно проделав операцию нормализации. Для
того чтобы выполнить данную операцию, необходимо:
Если вы хотите
создать семпл неограниченной протяженности, запишите звук так же, как в предыдущем
случае. Далее вам необходимо определить, какая часть семпла будет зациклена
и будет создавать тот самый, протяжный, звук. Для этой цели не подходят начальный
этап образования звука (атака) и конечный отрезок (затухание). Далее:
После прослушивания
всего семпла на аппаратном или программном семплере вы можете обнаружить нестыковку
на границе атаки с зацикленным фрагментом или на стыке зацикленного фрагмента
с участком затухания. Для того чтобы исправить эти моменты, нужно:
Надо сказать,
что, несмотря на видимую простоту процесса создания семплов, на самом деле все
это довольно сложно и трудоемко. Для того чтобы
добиться приемлемых
результатов, очень часто приходится повторять описанный процесс десятки раз.
И иной раз ничего не получается, иногда из-за качества записанного звука, иногда
из-за нехватки опыта. Но не расстраивайтесь, сегодня многие фирмы специализируются
на производстве пакетов семплов, и почти всегда можно найти то, что вам нужно.
Теперь немного
поговорим о самих семплерах. Дело в том, что на сегодняшний день таких приборов
существует великое множество, что же выбрать? Аппаратные семплеры — достаточно
дорогие устройства, и не каждый может себе позволить иметь их в своей студии.
Программные семплеры стоят гораздо дешевле, и, что важно, в последнее время
появились такие, которые не уступают по качеству своим "железным"
собратьям. Например, VST Sampler, GigaStudio 160, Reality 1,6, а также появившийся
недавно Halion. Последний программный семплер читает практически все форматы
семплов и достаточно прост в управлении. Конечно, выбор за вами, тем более что
все эти семплеры можно использовать в программе Cubase. Вышеуказанные семплеры
легко работают в программе Cubase, и их загрузка в нее не представляет никаких
трудностей. При загрузке семплеров в программу Cubase нужно только соблюдать
определенный порядок. Посмотрим, как это делается на примере GigaStudio 160.
Откройте программу GigaStudio 160, перед вами появится главное окно программы.
Пока в это
окно не загружен ни один семпл. Предположим, что вы знаете в каком MIDI-канале
какие должны быть тембры (семплы), если же еще не определились, это можно поправить.
Но прежде чем приступить к практической части, необходимо сделать определенные
настройки. Дело в том, что в данной программе нет встроенного секвенсора и аудиоредактора,
однако мы можем пользоваться внешними. Нажмите на ярлычок Settinds, расположенную
в левой части главного окна. Перед вами откроется окно настроек или, если быть
точным, вкладка General. В первом поле укажите путь к секвенсору, а в
последнем — к аудиоредактору. Мы предлагаем использовать вышеописанные программы
Cubase и WaveLab.
Следующая
важная настройка осуществляется на вкладке Hardware/Routing. В списке
Hardware выберите название карты, с которой вы будете работать, т. е.
через которую будет осуществляться выход аудиосигнала. В группе списков MIDI
In Ports выберите, с какого MIDI-порта вы будете управлять с помощью MIDI-клавиатуры
семплером.
Еще раз следует
напомнить, что мы рассматриваем программу GigaStudio 160 как виртуальный дополнительный
источник интересных тембров, а не как самостоятельную программу для написания
музыки или создания аранжировок.
Если вас интересуют
технические возможности этой программы, советуем вам обратиться к книге Р. Петелина
и Ю. Петелина "Музыкальный компьютер. Секреты мастерства". В этой
книге достаточно подробно описаны технические характеристики данной программы.
А теперь вернемся
к главному окну программы. В верхней части окна находится панель MIDI-каналов
. Каждая ячейка имеет свой номер, который соответствует номеру MIDI-канала.
Дважды щелкнув мышкой по ячейке, вы вызовете диалоговое окно, из которого можно
загрузить необходимый семпл. Прослушать его можно с помощью MIDI-клавиатуры
или виртуальной клавиатуры. Виртуальную клавиатуру можно вызвать, если открыть
в главном окне вкладку Distributed Wave
Лучше использовать
программу GigaStudio 160 в качестве тон-генератора, меньше будет возникать проблем.
А любую обработку звука вы можете осуществить в Cubase, с которым вы уже хорошо
знакомы. Сейчас мы хотим вам предложить последовательность или схему, по которой
вы можете работать с программой GigaStudio 160 как с тон-генератором, находясь
в пределах виртуальной студии Cubase.
1. Откройте
GigaStudio 160.
2. Откройте
Cubase и загрузите в него аранжировку.
3. Определитесь,
на каких MIDI-каналах вы будете использовать семплы GigaStudio 160.
4. Войдите
в GigaStudio 160 и назначьте на MIDI-каналах нужные вам тембры (семплы), если
необходимо, прослушайте их с помощью MIDI-клавиатуры или виртуальной клавиатуры.
5. Вернитесь
в Cubase и в списке Output, в инспекторе, укажите выходы программы GigaStudio
160, в списке их будет четыре, они соответствуют Port 1, 2, 3, 4 главного
окна программы. (Каждый порт может в себе нести свой банк семплов.)
Вот и все, далее ваши переназначенные треки будут звучать теми тембрами, которые вы выбрали в программе GigaStudio 160.