Глава 4.

Профессиональная виртуальная студия Cubase VST

4.1. Основные положения

Программа Cubase 32. 5.0 от фирмы Steinberg — наиболее популярная программа на сегодняшний день не только у профессионалов, но и у начинающих музыкантов. Очень сложно перечислить все возможности, которые предоставляют пользователю разработчики программы, но об основных моментах мы и поговорим в данной главе.

И так далее и тому подобное. Список можно продолжать до бесконечности. Программа достаточно многообразна и универсальна настолько, что иногда кажется, что даже ее разработчики до конца не знают всех возможностей созданного детища.

4.2. Главное окно программы

Как правило, установка программы происходит без проблем и никакого внешнего вмешательства не требуется, кроме просьбы назвать верный пароль. Будем считать, с этим вы справились. Единственное, что вам может понадобиться в адаптации программы к вашей звуковой карте для правильного подключения MIDI-клавиатуры, это отыскать в папке программы файл Sttup MME. Щелкните на названии файла левой кнопкой мыши, и перед вами появится диалоговое окно Steinberg Setup MME (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Диалоговое окно Steinberg Setup MME

Как вы видите, это окно состоит из двух полей. Верхнее поле называется MME Inputs и предназначено для установки драйвера MIDI-входа вашей звуковой карты.

Нижнее поле - MME Outputs - - предназначено для установки драйвера MIDI-выхода. В первом и во втором полях достаточно выбрать название вашей карты, потом нажать на кнопку Move up внизу окна. Таким образом ваша MIDI-клавиатура будет "увидена" программой. Как подключить аудиовходы карты к программе, мы будем говорить позже, в тех главах, где будем рассматривать запись и воспроизведение аудиоинформации (см. главы 5 и 6).

Поговорим сначала о том, из каких элементов состоит программа. Это система главного меню, пункты главного меню, различные редакторы, входящие в состав программы. Рассмотрим возможности, которые эти редакторы представляют, а также виды файлов, с которыми может работать данная программа.

После запуска программы перед вами появится главное окно Cubase, которое может быть без панели инспектора или с панелью инспектора. Панель инспектора вызывается и убирается с помощью кнопки с треугольной стрелкой в нижнем левом углу окна. Перед вами вид окна, который записан в файле Def.All, находящемся в корневом каталоге программы (рис. 4.2, 4.3).

Рис. 4.2. Главное окно без инспектора

Вы можете выбрать любой вид окна и записать его в файл Def.All, если хотите чтобы он в дальнейшем вызывался автоматически при открытии программы или под другим именем, если данное окно вам нужно только в каких-либо определенных случаях. Бывают ситуации, когда нет необходимости использовать главное окно в том виде, в котором оно представлено. Тогда вы можете его создать самостоятельно. Для этого выберите в главном меню File опцию New Arrangement, перед вами откроется главное окно, в котором вы можете создать нужное вам количество треков, как MIDI, так и аудио. Для того чтобы создать новый трек, необходимо дважды щелкнуть

левой кнопкой мыши в вертикальной колонке Track. Таким образом вы можете создать нужное вам количество треков для записи. Обратите внимание, что треки или дорожки бывают двух видов — Audio и Midi.

Рис. 4.3. Главное окно с инспектором

Начнем рассматривать главное окно с панели Track Info (Инспектор). Инспектор может принимать различный вид, в зависимости от класса дорожки. Для начала рассмотрим два класса треков — Audio и Midi. На рис. 4.4 представлен инспектор MIDI-треков.

Панель инспектора предназначена для виртуального изменения некоторых параметров трека или его части. Для MIDI-трека параметры следующие.

Рис. 4.4. Инспектор MIDI-треков

Панель инспектора аудиотрека содержит следующие элементы.

Рис. 4.5. Изменение класса трека и его параметров

В этой части главного окна дублируются некоторые функции инспектора, но в ней есть и несколько иные управляющие элементы, которые облегчают работу в главном окне.

Как вы обратили внимание, панель состоит из восьми столбцов.

Для осуществления операции присвоения треку названия необходимо проделать следующие действия.

Подобное изменение названия трека не является чем-то обязательным и не вносит никаких изменений в работу программы и тем более вашей музыки, но доставит вам определенное удобство в работе. Особенно это будет заметно, когда вы неоднократно будете возвращаться к данной аранжировке или сонгу (рис. 4.6).

Рис. 4.6. Измененные названия треков

Рис. 4.7. Диалоговое окно для вызова и обозначения инструмента трека

Рассмотрим некоторые из элементов управления, располагающихся в самой верхней части главного окна.

Рис 4.8. Список Snap

Рис. 4.9. Список Part Color, выбор цвета трека

Рис. 4.10. Установка разрядности записи

Еще одна очень важная деталь главного окна — Transport bar (Транспортная панель). Сама по себе данная панель напоминает по внешнему виду панель магнитофона (рис. 4.11).

Рис. 4.11. Транспортная панель

Транспортная панель — это один из основных инструментов управления записью и воспроизведением. Данная панель вызывается или убирается путем нажатия на клавиатуре клавиши <F12>. Рассмотрим кнопки и окна панели слева направо.

Рис. 4.12. Кнопки установки локаторов

Если щелкнуть левой кнопкой мыши по локатору (верхнему), обозначенному буквой L, то в появившемся поле вы можете установить, с какого такта будет воспроизводиться трек или начнется запись.

Если щелкнуть по нижнему локатору (буква R), то вы установите значение конца записи или правую границу цикла.

Значения локаторов можно набрать и с клавиатуры. Для выбора значения левого локатора нажмите клавишу <L> и введите номер такта, с которого вы хотите начать запись или воспроизведение, затем нажмите клавишу <Enter>, значение будет зафиксировано. Соответственно, для установки правого локатора нажмите клавишу <R>, далее — как в случае с левым локатором.

Чтобы активизировать эти функции, нужно нажать соответствующие кнопки внизу окна локаторов.

Кнопку AQ мы пока оставим в покое, поговорим о ней позже.

В следующей части транспортной панели находятся поля индикации курсора и кнопки управления записью, воспроизведением и перемоткой. С ними вы без труда разберетесь самостоятельно. Единственное, что хотелось бы сказать, первый индикатор отражает позицию курсора в тактах и его долях, а второй — во времени (рис. 4.13).

Рис. 4.13. Управляющие кнопки транспортной панели и индикаторы курсора

Если щелкнуть по любому пустому месту главного окна правой кнопкой мыши, появится так называемый инструментальный ящик (рис. 4.14), который состоит из 16 инструментов. Удерживая кнопку мыши, вы можете выбрать один из инструментов ящика.

Рис. 4.14. Инструментальный ящик

Первый инструмент в верхнем ряду обозначен пиктограммой в виде стрелки и ничем не отличается от вида курсора. С помощью этого инструмента можно производить следующие действия:

Второй инструмент обозначен пиктограммой резинки и предназначен для стирания любых MIDI-событий. Но следует добавить, что стереть любое MIDI-событие можно и не применяя резинку. Для этого обозначьте событие или группу событий с помощью стрелки и нажмите на клавишу <Delete> — все будет стерто.

Следующий инструмент обозначен пиктограммой динамика. Если взять этот инструмент и удерживать его левой кнопкой мыши на каком-либо участке трека, то именно с этого места начнется воспроизведение трека в режиме соло.

Четвертый инструмент имеет пиктограмму петли. С помощью этого инструмента можно добиться очень интересного эффекта. Предположим, у вас записаны две части какой-либо мелодии, захватите этим инструментом одну из частей и перетащите на другую. Как только вы отпустите кнопку мыши, появится диалоговое окно, в котором вы можете выбрать три варианта воздействия динамики одной части на другую. Поэкспериментируйте с этим инструментом.

Пятый инструмент обозначен пиктограммой лупы и служит для увеличения масштаба изображения.

Шестой инструмент позволит вам изменить в ту или иную сторону уровень громкости отдельной части, при этом не оказывая влияния на уровень громкости всего трека.

Седьмой инструмент обозначен пиктограммой ноты с двунаправленной стрелкой, указывающей вверх и вниз, — этот инструмент позволяет транспонировать трек или его часть.

Восьмой инструмент в верхней строке Gru вызывает диалоговое окно, в котором вы можете выбрать существующие в программе шаблоны квантизации.

Первый инструмент в нижней строке имеет вид карандаша — данный инструмент позволяет создавать и корректировать MIDI-события. Например, нажав и удерживая левую кнопку мыши, можно нарисовать ноту любой протяженности. Для создания серии MIDI-событий нужны те же действия, но при нажатой клавише <Alt>. С помощью карандаша можно создавать и корректировать сообщения MIDI-контроллеров.

Второй инструмент (пиктограмма — ножницы) позволяет разрезать трек или его части на более мелкие фрагменты, которые тоже становятся частями со всеми вытекающими из этого последствиями.

Третий инструмент изображен в виде пиктограммы тюбика и предназначен для склеивания частей трека. Обратите внимание, что если щелкнуть по этой пиктограмме и потом по какой-либо части трека левой кнопкой мыши, то склеятся две ближайшие части, а если при этом нажать клавишу <Alt> и удерживать ее, будет склеен весь трек, независимо от того, из скольких частей он состоит.

Четвертый инструмент (пиктограмма — диагональный крест) заглушит часть трека, не оказывая влияния на другие части. Для этого введите крестик в поле необходимой части и нажмите левую кнопку мыши.

Пятый инструмент обозначен пиктограммой прямоугольника с направленной внутрь него стрелкой — данный инструмент позволяет вам обозначить (выделить) любой сколь угодно малый отрезок части или трека и перенести его в необходимое место. При этом он исчезает (вырезается из своего первоначального места).

Следующий инструмент (пиктограмма двух динамиков с разнонаправленными стрелками) предназначен для изменения баланса в треке или его части.

Седьмой инструмент, обозначенный как Log, — открывает диалоговое окно, в котором вы можете выбрать одну из записанных установок логического редактора, о чем будет сказано в дальнейшем.

И последний инструмент с пиктограммой циферблата часов с карандашом предназначен для сжатия или расширения трека по времени, при этом все остальные параметры не меняются. Данный инструмент может быть очень полезен, когда придется подгонять темп MIDI-партий под семплы или вокальную партию. Для этого поместите карандаш в область редактируемого трека и при нажатой левой кнопке мыши уменьшите или увеличьте длину трека.

Необходимо помнить, что описанные выше инструменты работают в главном окне программы. Каждый из четырех редакторов программы имеет собственные инструменты для редактирования, о которых мы будем говорить ниже в связи с изучением работы в конкретных редакторах.

4.3. Клавишный редактор Key (Edit)

Выберите трек или его часть, в которой у вас что-то записано, а потом дважды щелкните на названии трека левой кнопкой мыши или выберите из главного меню Edit команду Edit. Есть еще один вариант вызова редактора Key (Edit), для чего нужно нажать комбинацию клавиш <Ctrl >+<E>. Перед вами появится окно клавишного редактора (рис. 4.15).

Рис. 4.15. Клавишный редактор

В левой части окна расположено изображение фортепианной клавиатуры. Правее расположена область MIDI-событий. Линии различной длины, которые вы видите, это и есть ноты, записанные вами. Чем длиннее полоска по горизонтали, тем длиннее нота. Чем выше расположена нота в окне редактора, тем выше она по звучанию. Если вы щелкнете мышкой на какой-либо ноте, т. е. сделаете ее активной, вы увидите затемненную клавишу на клавиатуре. Это значит, что обозначенная нота соответствует отображаемой на клавиатуре. Но, даже просто перемещая курсор мыши вверх и вниз по окну, вы увидите, что тень перемещается и по клавиатуре, т. е. вы в любой момент можете определить звуко-высотное расположение курсора мыши.

В данном редакторе есть свой инструментальный ящик, который несколько отличается от рассмотренного в главном окне программы (рис. 4.16).

Рис. 4.16. Инструментальный ящик редактора Edit

В этом ящике восемь инструментов, есть инструменты, с которыми мы уже знакомы по главному окну программы. Поговорим о тех, которые встретились впервые.

В верхнем ряду последний, четвертый инструмент имеет пиктограмму двух разнонаправленных треугольников. С его помощью вы можете сдвигать записанные ноты на определенное расстояние вправо или влево. Чтобы определить расстояние, на которое нужно сдвинуть ноту, необходимо выбрать значение в поле Snap в верхней части данного окна. Если вы хотите сдвинуть ноту влево, то захватите данный инструмент мышкой, укажите ноту и щелкните левой кнопкой мыши. Если вы хотите сдвинуть ноту вправо, повторите все то же самое, но при нажатой клавише <Ctrl>.

Второй незнакомый инструмент занимает вторую клеточку в нижнем ряду инструментального ящика и имеет пиктограмму кисточки. Данный инструмент почти ничем не отличается от карандаша, кроме того, что он может рисовать ноты только одинаковой длительности. При простом удерживании левой кнопки мыши этот инструмент рисует ноты только одной высоты. Если вы нажмете клавишу <Alt>, инструмент будет реагировать на вертикальное смещение и вы сможете изменять высоту рисуемых нот. Минимальная длительность устанавливается в поле Quant.

По горизонтали окно редактора Key (Edit) состоит из трех частей, верхняя часть содержит управляющие кнопки и информационные поля (рис. 4.17).

Рис. 4.17. Управляющие и информационные окна редактора Edit

Итак, первая красная кнопка слева — Edit Solo — позволяет вам прослушивать только редактируемую партию.

Список Goto — ничего особенного не делает, кроме того, что помогает вам быстро попасть в нужную точку сонга (рис. 4.18):

Следующий список — список Do — включает в себя такие команды (рис. 4.19):

Рис. 4.18. Список Goto

Рис. 4.19. Список Do

Следующее список — То All — состоит из команд (рис. 4.20):

Рис. 4.20. Список То Аll

Следующие два информационных поля предназначены для отображения позиции курсора мыши. Верхнее поле показывает позицию курсора мыши в тактах, долях такта и тиках. Нижнее поле показывает относительно какой звуковой высоты находится курсор мыши. Эти поля могут быть очень полезны при корректировке и написании музыкального текста в редакторе Key (Edit).

Следующие два списка:

П верхний список Snap — при пошаговом выборе нот курсор переместится на указанную величину (рис. 4.21);

Рис. 4.21. Список Snap

О нижний список Quant — при пошаговом выборе ноты будут иметь именно ту длительность, которую вы укажете (рис. 4.22).

Рис. 4.22. Список Quant

Следующие два поля указывают положение локаторов, верхнее поле — для левого локатора, нижнее — для правого. Если необходимо, вы можете изменить эти значения, щелкнув левой кнопкой мыши в выбранном поле и введя новое значение с клавиатуры.

Кнопка с пиктограммой буквы I — нажав на эту кнопку, вы увидите, что над полосой отсчета тактов появилась еще одна полоса, полоса информации. Если вы выделите какую-либо ноту, то в этой полосе появится информация о параметрах ноты: старт, длина, высота, скорость удара, скорость снятия, номер MIDI-канала. Все эти параметры при желании можно изменять в ту или иную сторону (рис. 4.23).

Рис. 4.23. Полоса информации

Следующая кнопка обозначена символом MIDI-разъема и предназначена для активизации параметра MIDI-ввода нот, т. е. вы можете управлять параметрами, указанными в предыдущем абзаце, с помощью MIDI-клавиатуры.

Следующая кнопка с изображением динамика при активизации ноты позволяет ее прослушать.

Расположенные рядом три кнопки работают вместе с кнопкой MIDI-разъема, первая позволяет изменить высоту выделенной ноты, вторая — динамику нажатия ноты и третья — динамику снятия ноты. Для того чтобы осуществить эту операцию, нужно обозначить корректируемую ноту, выбрать с помощью кнопок необходимый параметр и сыграть на MIDI-клавиатуре нужную ноту так, как вам хочется. Программа запишет вновь введенные параметры.

Следующая кнопка с изображением ступни включает режим пошаговой записи с MIDI-клавиатуры, при этом вам не надо нажимать красную кнопку записи на транспортной панели Transport bar. Длина ноты будет определяться значением Quant, а шаг, на который сдвинется курсор, будет равен значению Snap. Если вы хотите записать вместо ноты паузу, нажмите клавишу <Таb>. Если вы хотите записать несколько нот аккорда в одной позиции, нажмите и удерживайте клавишу <Insert>.

И последняя клавиша In - при ее активизации все ноты, стоящие после позиции курсора, при введении каждой новой ноты будут сдвигаться вправо на один шаг.

В нижней части окна есть область контроллеров, с помощью которых мы и имеем возможность изменять качество звука и многие его характеристики. В этом окне есть две кнопки. Кнопка ~ - открывает или закрывает окно контроллеров, а кнопка над ней позволяет выбрать из списка нужный контроллер.

На наш взгляд, редактор Key (Edit) является одним из главных редакторов программы. В данном редакторе можно проводить практически все операции по редактированию записанной MIDI-информации. Причем, что очень важно, работа с контроллерами визуально наблюдаема, т. е. отображается данным редактором графически. Чуть позже мы еще вернемся к работе с этим редактором.

4.4. Редактор ударных инструментов Drum Edit

Настоящий редактор является редактором партии ударных инструментов. В принципе партии ударных инструментов можно редактировать и в других редакторах, но в данном редакторе это делать удобнее. В самом начале один совет: прежде чем начать записывать партию ударных инструментов или после записи, измените класс дорожки на Drum Track (в главном окне программы). Обычно партия ударных записывается на 10-м MIDI-канале. После этих предварительных операций можно два раза щелкнуть левой кнопкой мыши по партии ударных, и вы окажетесь в редакторе Drum Edit. Попасть в данный редактор можно и другим путем. Выберите в меню Edit пункт Drum или нажмите комбинацию клавиш <Ctrl>+<D>. Во всех трех случаях перед вами откроется окно одного и того же редактора (рис. 4.24).

В отличие от других инструментов, где по всему диапазону разложен один и тот же тембр, но только с измененной высотой звучания, каждый ударный инструмент в MIDI-раскладе в редакторе Drum Edit имеет свою эксклюзивную клавишу.

Рис. 4.24. Редактор Drum Edit

Как вы обратили внимание, окно редактора ударных инструментов состоит из трех частей. Верхняя часть ничем не отличается от такой же части редактора Key (Edit), а нижняя часть делится еще на две. Слева находится список ударных инструментов, справа — рабочее поле, в котором и будут отражаться записанные вами ноты в виде ромбиков. Нажмите левой кнопкой мыши на полосу разделения и проведите ее до предела вправо. Окно редактора примет следующий вид (рис. 4.25).

Крайний левый столбец окна обозначен буквой М (Mute). Если в этом столбце щелкнуть левой кнопкой мыши, появится кружок, который будет означать, что данный барабан приглушен. Следующий столбец, как уже говорилось выше, есть список барабанов. Все последующие столбцы -- это настройки, причем обратите внимание, каждый инструмент может быть настроен по-своему. Теперь разберем назначение каждого столбца.

Второй столбец Q — приоритетная квантизация для каждого барабана в отдельности.

Третий столбец I Note — входная нота, позволяет привести в соответствие стандартную звуковую схему с нестандартной схемой какого-либо конкретного синтезатора.

Рис. 4.25. Полное окно редактора Drum Edit

Четвертый столбец, Len, определяет длину нот, вводимых с клавиатуры при пошаговом редактировании. Необходимо сказать, что для ударных инструментов длина не имеет такого значения, как для обычных мелодических инструментов.

Пятый столбец, Chn, используется для того, чтобы посылать ноты на различные MIDI-каналы, это может пригодиться, если вы пользуетесь для воспроизведения ударных несколькими MIDI-устройствами.

Следующие четыре столбца, Levl—Lev4, используются в случае, когда вы вводите ноты не с MIDI-клавиатуры, а рисуете их непосредственно в редакторе. Внеся определенные значения в эти столбцы, вы получите четыре вида динамики, при этом нужно соблюдать следующие правила:

Какое значение из четырех будет вводиться, зависит от того, какую комбинацию клавиш вы будете нажимать на клавиатуре одновременно с введением ноты:

В самом низу окна редактора есть кнопка со значком <~>. Данная кнопка открывает в нижней части полосу контроллеров, которая аналогична клавишному редактору и выполняет те же функции, управление аналогично (рис. 4.26).

Рис. 4.26. Окно контроллеров редактора Drum

Самые верхние горизонтальные окна редактора ничем не отличаются от окон редактора Key (Edit), кроме того, что под кнопкой Edit Solo появилась кнопка Drum Solo, которая дает возможность прослушать партию конкретного барабана.

Точно так же, как и в клавишном редакторе, имеется инструментальный ящик, который отличается от предыдущего только одним инструментом. Вместо карандаша, в редакторе ударных появилась барабанная палочка, которая выполняет те же самые функции, что и карандаш. То есть это инструмент, с помощью которого вы можете рисовать и редактировать партию ударных инструментов (рис. 4.27).

Рис. 4.27. Инструментальный ящик редактора Drum

Список ударных инструментов (столбец Sound) достаточно большой, и чтобы не бегать при работе по всему списку, путем перетаскивания вы можете расположить барабаны в том порядке, который вам удобен. Этот новый порядок вы можете сохранить. В меню File выберите пункт Save As и в появившемся диалоговом окне введите имя файла, указав файл с расширением drm.

4.5. Редактор списка MIDI-сообщений List

Редактор List в программе, безусловно, один из самых информативных. Этот редактор является редактором списка всех MIDI-сообщений, причем они представлены в той последовательности, в которой их посылает MIDI-инструмент. Для вызова этого редактора есть два способа:

Перед вами появится следующая картинка (рис. 4.28).

Теперь попробуем разобраться в той информации, которую нам предоставляет окно редактора.

обозначается в тактах и долях. При желании можно видеть позицию MIDI-события в единицах времени, для чего щелкните левой кнопкой мыши на четвертой ячейке слева в верхнем ряду окна (кнопке Mouse).

Рис. 4.28. Редактор List

Рис. 4.29. Список выбора MIDI-событий

Следующая часть окна редактора — это графический дисплей, в котором показаны также все MIDI-события, только, в отличие от предыдущих редакторов, в вертикальном расположении. Их тоже можно редактировать с помощью стандартного набора инструментов из инструментального ящика. Все инструменты ящика вам уже знакомы.

Во всех редакторах существует полоса с набором функциональных кнопок и полей, но в каждом есть и свои отличия. В редакторе List появился список Mask (рис. 4.30), в который входят три пункта:

Рис. 4.30. Список окна Mask

4.6. Редактор нотной записи Score Edit

Score Edit — это нотный редактор, или редактор партитуры. Основное его предназначение - - коррекция MIDI-партитуры в нотном изображении и подготовка материала к печати. Для создания музыки и тем более ее "оживления" этот редактор не годится по многим причинам. Например, невозможно точно определить отставание или опережение звучащих нот, очень сложно определять и корректировать работу контроллеров. Но Score Edit очень может быть полезен музыкантам традиционной школы, которые привыкли к нотному изображению музыки и без этого чувствуют себя неудобно. Вообще, как говорится, тип редактора — это дело вкуса. Так что выбирайте то, что вам больше нравится.

Вызвать редактор можно несколькими способами:

Перед вами откроется окно нотного редактора (рис. 4.31).

Рис. 4.31. Окно редактора Score

Практически все кнопки и поля этого редактора вам уже знакомы по предыдущим редакторам, но есть и новые. Щелкните левой кнопкой мыши по списку Do (рис. 4.32):

Рис. 4.32. Раскрывающийся список Do

В главном окне нотного редактора появились две панели с флажками и управляющими кнопками, которых не было в предыдущих редакторах (рис. 4.33).

Рис. 4.33. Дополнительные управляющие кнопки и флажки в редакторе Score

На верхней панели расположено девять флажков:

Следующая панель состоит из управляющих клавиш, обозначенных пиктограммами.

Первая группа клавиш с пиктограммами длительностей нот позволяет, если вы выбрали определенную длительность, внести ее в партитуру в нужном вам месте. Не забудьте при этом выставить соответствующие значения в полях Snap и Quantize.

Следующая группа клавиш позволит вам выставить перед нотами соответствующие знаки альтерации. Необходимо помнить, что если вы хотите, например, выбрать длительность ноты, добавить к ней увеличивающую ее точку и понизить ноту на полтона, то вам сначала необходимо последовательно набрать эти знаки в строке управляющих кнопок и только потом выставить эту ноту на нотном стане, в нужном вам месте.

Следующая группа кнопок функционально более разнообразна.

Первая кнопка с символом I вызывает диалоговое окно Staff Settings, в котором вы должны указать, как будет выглядеть ваша нотная запись (рис. 4.34).

Рис. 4.34. Диалоговое окно Staff Setting

Это окно состоит из пяти модулей, в первом модуле в списке Staff Mode нужно определить, в каком ключе будет расписана партитура: Single — только в скрипичном ключе; Split — в скрипичном и басовом ключе; Splitpoint — в открывшемся окне вы определяете ноту, ниже которой все остальные ноты будут записаны в басовом ключе.

Следующий модуль, Display Quantize, определяет, как будут отображаться записанные вами ноты, при этом никакого влияния на звучание оказываться не будет. В списке Notes вы указываете самую короткую ноту, которую нужно показать. Все ноты короче этой длительности отображаться не будут. Список Rests — то же самое, только для пауз.

В следующем модуле Interpret Flags вы можете активизировать такие функции:

Следующий модуль окна обозначен как Key / Clef — с .помощью левого ползунка вы можете менять ключ, а с помощью правого ползунка — ключевые знаки.

И последний модуль в этом окне называется Presets - с его помощью можно изменить принадлежность нотной строки, преобразовав ее, например, в строку для записи ударных или гитарной табулатуры и т. д.

В этом окне также есть кнопка Staff Options, с помощью которой вы можете вызвать следующее окно для дальнейших настроек редактора.

Следующие семь кнопок позволяют работать с написанием стилей, группировкой нот, буквенной записью аккордов (цифровка) и т. д.

Как и в ранее описанных редакторах, нотный редактор имеет свой инструментальный ящик (рис. 4.35).

Большинство инструментов инструментального ящика вам уже знакомо по предыдущим редакторам, но, как вы заметили, появилось и несколько новых инструментов.

Первый незнакомый инструмент — это кнопка с изображением шестнадцатой ноты. Если указать этот инструмент, а потом взять из линии Insert нужную длительность, то вы можете вставить в нотную строку выбранную длительность на нужной вам высоте. То есть, иначе говоря, этот инструмент подобен карандашу, но с его помощью вы можете записать толь ноты.

Следующий незнакомый пока инструмент обозначен пиктограммой четвертной паузы. Этот инструмент полностью подобен предыдущему, с той лишь разницей, что с его помощью вы можете записать не ноты, а паузы.

Следующий инструмент обозначен пиктограммой Gut, с треугольником, вершина которого направлена вниз. Этот инструмент может разделить вашу четвертную ноту на две залигованные восьмые или сделать то же самое с паузой. Поэкспериментируйте с этим инструментом, возможно, он вам пригодится.

Рис. 4.35. Инструментальный ящик редактора Score

Рис. 4.36. Диалоговое окно Insert Quantize

Последний инструмент имеет пиктограмму петли. Этот инструмент позволит вам квантизировать отдельно взятую ноту. При нажатии левой кнопкой мыши на этом инструменте появится диалоговое окно (рис. 4.36), в котором вы можете выбрать параметры квантизации. Очень полезная функция.

Нотный редактор Cubase очень сложный и емкий. В данной книге мы не будем его изучать досконально, потому что наша с вами задача — написание музыки, а не подготовка уже готовой к печати. Думаем, что это тема отдельной книги.

4.7. Редактор логических операций Logical

На первый взгляд, логический редактор имеет большее отношение к математике, чем к музыке. В принципе это правильно, но данный редактор может помочь вам избавиться от многих рутинных процессов при корректировке записанных вами опусов. Самый примитивный вариант — у вас в каждом такте записана лишняя нота Ре, представьте себе, сколько надо потратить времени, чтобы стереть ее, скажем, из 60 тактов? С помощью логического редактора вы сможете сделать это в течение 30 секунд.

В пятой версии Cubase логический редактор изменил свое месторасположение. Если раньше его можно было вызвать из меню Edit, то теперь он находится в меню Functions, однако "горячие" клавиши вызова остались те же — комбинация клавиш <Ctrl>+<L>. По внешнему виду логический редактор отличается от предыдущих версий, он стал более компактным (рис. 4.37).

Рис. 4.37. Окно редактора Logical

Как вы уже заметили, окно логического редактора состоит из четырех модулей: Filter, Processing, Preset и Functions. Советуем вам начать изучение логического редактора с модуля Preset. Причина здесь одна: выбрав определенный пресет (установки изготовителя), вы имеете возможность отследить их в полях редактора и сразу же прослушать эффект, получившийся от введения данных установок. По этой же причине мы не будем подробно останавливаться на описании установок изготовителя. Вызвать их можно двумя способами:

Рис. 4 38. Модуль Preset редактора Logical

Модуль Filter — определяет, какие данные будут обрабатываться редактором. Состоит из нескольких списков (рис. 4.39):

Рис. 4.39. Модуль Filter

Рис. 4.40. Верхний список Event Type

О следующие две группы списков обозначены Value I, Value 2 и включают в себя такие значения (рис. 4.42):

Рис. 4.41. Нижнее поле Event Type

Рис. 4.42. Список значений Value 1, Value 2

Следующий модуль логического редактора Processing (Обработка) содержит такое же количество колонок и списков:

Рис. 4.43. Значения списков Value 1, Value 2 в модуле Processing

Следующий модуль - модуль Function — производит обработку событий, которые вы обозначили в предыдущих модулях, теми средствами, которые вы можете выбрать из раскрывающегося списка (рис. 4.44):

Рис. 4.44. Раскрывающийся список модуля Function

В самом низу логического редактора есть кнопка Expert — нажав ее, вы попадете в очень похожее окно (рис. 4.45), в котором в модуле Filter появятся две дополнительных группы: Length — изменяет длину события, в котором она присутствует; Ваг Range — номер такта, в котором или вокруг которого будут происходить изменения, что сразу отразится на нижерасположенной диаграмме тактов. В модуле Processing тоже появились две новые группы: Lengh — то же самое, что и в предыдущем модуле, а группа Position изменит позицию, т. е. начало события.

Рис. 4.45. Окно Expert

Вот собственно и все о возможностях логического редактора. Следует напомнить вам, что логический редактор не решает проблемы создания музыки, приближающейся к живому исполнению, в основном он призван для того, чтобы помочь вам решить какие-либо рутинные вопросы в обработке записи. Но, если говорить о создании электронной танцевальной музыки и каких-либо музыкальных шаблонов, то здесь логический редактор может сослужить вам хорошую службу. Помните, что работа с логическим редактором, особенно на начальных этапах, требует постоянных проверок результата. Только методом проб и ошибок, т. е. экспериментированием, вы сможете добиться приемлемых результатов.

4.8. Главное меню программы Cubase

Управление программой организовано таким образом, что практически из каждого редактора можно осуществить процесс записи, воспроизведения и выборку определенных событий, не выходя из данного редактора программы. Но, несмотря на это, существует главное меню программы, где все возможности несколько расширены и более организованы по типу совершаемых действий над определенными видами событий.

4.8.1. Меню File

Команды данного меню предназначены для управления файлами и содержат стандартные команды, характерные для любого редактора.


Рис. 4.46. Меню File

Рассмотрим несколько основных команд из меню File (рис. 4.46):

4.8.2. Меню Edit

С помощью этого меню вы можете вызвать любой редактор программы, а также произвести различные действия с треками и их частями в пределах главного окно программы.

Рис. 4.47. Меню Edit

Меню Edit состоит из следующих команд (рис. 4.47):

4.8.3. Меню Structure

В данном меню собраны команды, позволяющие удобно располагать треки, создавать и распаковывать групповые треки, а также располагать локаторы в зависимости от вашей задачи.

Рис. 4.48. Меню Structure

Меню Structure состоит из следующих команд (рис. 4.48):

4.8.4. Меню Functions

Данное меню позволяет управлять различными видами квантизации, созданием и использованием ритмических шаблонов, а также корректировать и преобразовывать MIDI- и аудиоинформацию.

Меню Functions состоит из следующих команд (рис. 4.49):

16th shuttle — шестнадцатые с добавлениями;

8th shuttle — восьмые с добавлениями;

Рис. 4.49. Меню Functions

Рис. 4.50. Диалоговое окно Groove Control

4.8.5. Меню Panel

Данное меню содержит команды, управляющие различными микшерами, инструментами VST и виртуальными входами и выходами программы.

Меню Panel состоит из следующих команд (рис. 4.51):


Рис. 4.51. Меню Panel

4.8.6. Меню Options

В этом меню собраны команды, позволяющие оговорить многие условия записи и воспроизведения MIDI-событий, а также произвести предварительные установки программы.

Меню Options состоит из следующих команд (рис. 4.52):

Рис. 4.52. Меню Options

4.8.7. Меню Score

Данное меню содержит команды, относящиеся к нотному изображению записанного материала. Меню, в основном, предназначено для подготовки нотного текста к публикации, хотя иногда используется и в качестве корректора записанной информации.

Меню Score состоит из следующих команд (рис. 4.53).

В этом меню мы разберем только основные пункты, поскольку задачей данной книги не является обучение редакторской деятельности. К нотному редактору мы будем обращаться только в том случае, если для редактирования музыки некоторые его функции будут удобнее. Итак, вот некоторые команды названного меню.

Рис. 4.53. Меню Score

4.8.8. Меню Modules

Данное меню предназначено для подключения различных виртуальных приборов, расширяющих возможности программы в целом. Меню Modules состоит всего из одной команды Setup — установить. При выборе этого пункта появляется диалоговое окно для установки различных устройств (рис. 4.54). В дальнейшем некоторые из них мы рассмотрим подробнее.

Рис. 4.54. Диалоговое окно Setup

4.8.9. Меню Windows

С помощью данного меню вы можете управлять окнами программы, расположив их так, как вам нужно, и запомнить все это для последующей работы.

Рис. 4.55. Меню Windows

Меню Windows состоит из следующих пунктов (рис. 4.55):

4.8.10. Меню Help

И последнее меню Help (Помощь) мы в данной книге подробно рассматривать не будем (рис. 4.56).

Рис. 4.56. Меню Help

4.9. Форматы файлов

Как и предыдущие версии программы, пятая версия использует многие форматы файлов, как для работы внутри программы, так и для связи с другими программами. Для сохранения различной информации в пределах программы используются следующие форматы файлов: Song, Arrangement, Part, Drum Map, Setup, Window Set, Keyboard Layout, Score Set, Preferences, Audio, ReCycle, Mixman, Grooves. Для связи с другими программами используются другие форматы файлов: MIDI, Cubase 3.x Grooves, а также Audio.

Программа Cubase работает еще с несколькими видами форматов файлов, но они не являются основными, поэтому мы будем говорить о них по мере надобности.

4.10. "Горячие" клавиши

Почти во всех пунктах меню присутствуют сочетания клавиш, вызывающих то же действие, что и сам пункт меню. Поскольку программа Cubase версии 5.0. существенно отличается от предыдущих версий, здесь будут приведены основные сочетания "горячих" клавиш. Надо сказать, что данная версия программы позволяет пользователю составить свой список "горячих" клавиш или расширить существующий. Чтобы вызвать окно, в котором есть список установленных производителем "горячих" клавиш, войдите в меню File, выберите пункт Preferences и в появившемся списке — команду Key Commands. Перед вами появится окно установок "горячих" клавиш (рис. 4.57). В табл. 4.1 приведен список "горячих" клавиш.

Рис. 4.57. Окно Key Commands Preferences

Таблица 4.1. "Горячие" клавиши программы Cubase 5.0

Команда

Клавиши и комбинации клавиш

Меню File


Создать аранжировку

<Ctrl>+<N>

Открыть

<Ctrl>+<O>

Сохранить сонг

<Ctrl>+<S>

Закрыть окно

<Ctrl>+<W>

Выход из программы

<Ctrl>+<Q>

Меню Edit


Отмена предыдущего действия

<Ctrl>+<Z>

Вырезать

<Ctrl>+<X>

Копировать

<Ctrl>+<C>

Вставить

<Ctrl>+<V>

Показать информацию о сонге

<Ctrl>+<I>

Вызвать клавишный редактор

<Ctrl>+<E>

Вызвать редактор списка

<Ctrl>+<G>

Вызвать редактор ударных

<Ctrl>+<D>

Вызвать нотный редактор

<Ctrl>+<R>

Вызвать графический мастер-трек

<Ctrl>+<M>

Вызвать список мастер-трека

<Shift>+<Ctrl>+<M>

Вызвать блокнот

<Ctrl>+<B>

Выделить все

<Ctrl>+<A>

Меню Structure


Создать трек

<Ctrl>+<T>

Создать партию

<Ctrl>+<P>

Повторить партии

<Ctrl>+<K>

Показать группы

<Ctrl>+<J>

Построить группу

<Ctrl>+<U>

Меню Functions


Квантизация

<Q>

Отмена квантизации

<U>

Войти в редактор логики

<Ctrl>+<H>

Меню Functions


Зафиксировать постоянную длину ноты или группы нот

<Alt>+<T>

Меню Panels


VST-микшер 1

<Сtrl>+доп. <*>

VST-мастер-микшер

<Сtrl>+доп. <+>

Банк аудио

<Ctrl>+<F>

Меню Options


Отслеживать позицию сонга

<F>

Редактор Score


Мелизмы

<Alt>+<Y>

Переместить в 1 -и голос

<Alt>+<1>

Переместить во 2-й голос

<Alt>+<2>

Переместить в 3-й голос

<Alt>+<3>

Переместить в 4-й голос

<Alt>+<4>

Переместить в 5-й голос

<Alt>+<5>

Переместить в 6-й голос

<Alt>+<6>

Переместить в 7-й голос

<Alt>+<7>

Переместить в 8-й голос

<Alt>+<8>

Переместить стиль вверх/вниз

<Alt>+<X>

Группировать

<Alt>+<G>

Скрыть

<Alt>+<B>

Аранжировки, редакторы


Курсор влево

<<->

Курсор вправо

<->>

Курсор вверх

<вверх>

Курсор вниз

<вниз>

Подтолкнуть событие влево

<Ctrl>+<<->

Подтолкнуть событие вправо

<Ctrl>+<->>

Подтолкнуть событие вверх

<Ctrl>+<вверх>

Подтолкнуть событие вниз

<Ctrl>+<вверх>

Поставить левый локатор по кругу

<Alt>+<L>

Поставить правый локатор по кругу

<Alt>+<R>

Контроллер дисплея вкл/выкл

<Alt>+<C>

Информация вкл/выкл

<Alt>+<I>

Отключить выбранный трек

<Alt>+<M>

Имя дорожки

<Alt>+<O>

Имя инструмента

<Alt>+<N>

IPS вкл/выкл

<Alt>+<J>

Ударные соло

<Alt>+<W>

Редактировать соло

<A>

Синхронизация вкл/выкл

<X>

Метроном вкл/выкл

<C>

Соло

<S>

Установка левого локатора

<L>

Установка правого локатора

<R>

Установка позиции локатора

<P>

Правка темпа

<Shift>+<T>

Панч-вход вкл/выкл

<l>

Панч-выход вкл/выкл

<O>

Мастер вкл/выкл

<M>

Записи в цикле — удалить последнюю ноту

<V>

Записи в цикле — удалить субтрек

<B>

Записи в цикле — квантизировать последнюю ноту

<N>



Записи в цикле — удалить ключ

<K>

Квантизация целой ноты

<1>

Квантизация половинной ноты

<2>

Квантизация четвертной ноты

<3>

Квантизация восьмой ноты

<4>

Квантизация шестнадцатой ноты

<5>

Квантизация тридцать второй ноты

<6>

Квантизация шестьдесят четвертой ноты

<7>

Квантизация сто двадцать восьмой ноты

<8>

Квантизация триолей вкл/выкл

<Т>

Вертикальное приближение

<Shift>+<H>

Вертикальное отдаление

<Shift>+<G>

Горизонтальное приближение

<Н>

Горизонтальное отдаление

<G>

Управление вкл/выкл

<Y>

Автовыравнивание вкл/выкл

<Z>

Поставить класс трека

<Ctrl>+<Shift>+<T>

Включить трек

<Alt>+<Ctrl>+<T>

Редактировать велосити

<Ctrl>+<Shift>+<V>

Редактировать задержку

<Ctrl>+<Shift>+<D

Закрыть редактор, сохранив изменения

<Enter>

Закрыть редактор, не сохраняя изменения

<Esc>

Перемотка и выделение


Назад

<Pade Down>

Вперед

<Pade Up>

Стоп

Доп. <0>

Альтернативный стоп

Пробел

Старт

Доп. <Enter>

Запись

Доп. <*>

Альтернативная запись

<9>

Темп больше

Доп. <->

Темп меньше

Доп. <+>

Цикл вкл/выкл

<Num/>

Позиция сонга на выбранное событие

Доп. <7>

Позиция слева от окна

Доп. <7>

Локатор на выбранную часть

<Alt>+<P>

Позиция на левом локаторе

Доп. <1>

Левый локатор на позицию

<Shift>+дoп.<1>

Позиция на правом локаторе

Доп. <2>

Правый локатор на позицию

<Shift>доп.<2>

Еще раз хочется вам напомнить, что в пятой версии программы возможны изменения значений "горячих" клавиш. Вы можете убрать ненужные вам сочетания или ввести новые. Все зависит от тех задач, которые вы решаете. Как говорилось ранее, вы можете настроить интерфейс программы так, как вам нужно.

Hosted by uCoz