Глава 3.

Программа Band-in-a-Box

3.1. Программа аранжировки для любителей и профессионалов

Программа Band-in-a-Box предназначена для создания аранжировки на определенную мелодию или мелодию с шифровкой. Создатели программы (фирма PG Music Inc.) уделили большое внимание следующим функциям:

С таким понятием, как Saund, мы надеемся, все понятно, хотя можно добавить несколько слов по этому поводу. Осуществить настоящий Saund в исполнений компьютера довольно сложно. В чем же дело? А дело в том, что "живые" музыканты никогда не играют абсолютно точно с точки зрения метронома и агогики, всегда есть какие-либо мельчайшие отклонения, которые и создают этот самый Saund. Попробуем пояснить: предположим, что мелодическая линия в определенном отрезке представляет собой последовательность восьмых нот. Музыкант, ее исполняющий, находит, что в определенных местах некоторые восьмые нужно недодержать или передержать, и делает это! Прекрасно, это хороший Saund! Или вдруг эти восьмые сыграны как синкопы — тоже здорово. Вот примерно к этому пониманию и пытались приблизиться создатели программы. Надо отдать должное, во многом им это удалось. Но, как вы понимаете, живое исполнение всегда будет живым, и любая программа может лишь в той или иной степени к нему приблизиться. Мало того, эта степень зависит от человека, который управляет данной программой.

Создатели программы, кроме библиотеки стилей, насчитывающей более 400 стилей, поместили в программу большую библиотеку гармонизации стилей, имеющую личностную характеристику. Что это значит? Все просто, вы в этой программе имеете возможность подобрать не просто правильный аккомпанемент к мелодии, вы можете имитировать элементы аккомпанемента, характерные для определенных музыкантов. На этом возможности данной программы не заканчиваются. Вы при помощи модуля солиста можете создать собственные стили солистов и даже запрограммировать некоторые специфические приемы исполнения, например штрихи, регулярность вставок солиста, степень "раскованности" его игры, фразировку, смену солирующих инструментов, исполнение аккордами или мелодическими фразами и т. д. Есть в программе функция создания автоматической импровизации, в которой вы тоже можете регулировать множество параметров, т. е. программа претендует на звание интеллектуального помощника.

Данная программа обладает широкими возможностями по обработке всех партий различными эффектами, правда, управляемыми только в MIDI-режиме. В ней можно управлять банками данных инструментов основных форматов. Программа умеет распознавать MIDI-аккорды в реальном времени, что позволяет гармонизовать ваши темы прямо с клавиатуры.

Одним из значительных преимуществ программы является то, что в ней можно очень легко создавать шаблоны собственных стилей, усложняя и совершенствуя их практически до бесконечности. В полную версию программы Band-in-a-Box входит более 400 готовых стилей.

Программа может представить ваши аранжировки в виде нотной партитуры с возможностью ее распечатать. И не просто распечатать, а сопроводить, если необходимо, вашу тему поэтическим текстом.

Если сравнить данную программу с возможностями аранжировки на инструментах типа синтезаторов PSR или им подобных, как вы понимаете, явное преимущество будет на стороне первой. В последних версиях программы предусмотрена возможность записи живых инструментов или вокальной партии, что значительно расширяет возможности аранжировщика.

3.2. Инсталляция программы и необходимые установки

Программа Band-in-a-Box (в данном случае версия 9.0) требует для инсталляции процессор Pentium I и свободного места на жестком диске 130 Мбайт. Программа устанавливается очень легко — в процессе инсталляции никакого вмешательства не потребуется. Данная программа выгодно отличается от многих других тем, что все свои файлы устанавливает в одну папку и это при необходимости позволяет ее легко удалить. Программа работает под оболочкой Windows 95/98. В конце установки программы появится диалоговое окно, в поле которого и двух раскрывающихся списках нужно выбрать названия:

Если у вас подключен к аудиокарте синтезатор, в списке справа вы можете выбрать название модели вашего синтезатора и в процессе работы пользоваться его тембрами.

Если по какой-либо причине это окно не появится автоматически в конце инсталляции, вам необходимо вызвать его принудительно через меню ОРТ. и активизировать в нем пункт MIDI driver setup, после чего произвести все необходимые установки.

3.3. Главное окно программы

Программа Band-in-a-Box имеет одно главное окно. Его можно в некоторой степени изменять, подстраивая под определенные задачи.

В самой верхней части окна находятся пункты главного меню: File, Edit, Styles, Opt., Play, Lyrics, Melody, Soloist, Audio, GM, User, Harmony, Not'n, Help.

Далее следует клавишная область окна — Keyboard Area.

Клавишная область окна состоит из виртуальной фортепианной клавиатуры и управляющих кнопок. Девять верхних переключателей, за исключением двух (первого и последнего), предназначены для включения выбора инструмента в партиях аранжировки. Первый переключатель Combo предназначен для выбора предварительно составленных аккомпанирующих групп. Последний переключатель Thru позволяет выбрать инструмент, исполняющий данную партию.

Для того чтобы выбрать нужный инструмент в партии, следует:

1. Включить один из переключателей (например, Bass).

2. Нажать кнопку F справа от раскрывающегося списка Instrument. В списке, как правило, присутствуют названия инструментов, которые могут исполнить данную партию, поэтому, выбирая разные партии, вы получите разные списки инструментов. Данная функция программы очень полезна для начинающих музыкантов, которые часто затрудняются в выборе инструментов для какой-либо партии.

3. С помощью кнопки + выберите инструмент.

Однако учтите, что таким образом можно выбрать только инструменты GM.

Далее располагаются последовательно кнопки управления: громкостью -Volume, панорамой - - Pan, реверберацией -Reverb, хорусом -Chorus и банками инструментов, не входящих в список GM.

Правее находятся еще четыре кнопки — М, f и Т, f, которые позволяют изменить стиль, гармонизацию и некоторые приемы исполнения в партиях мелодии и сквозной партии. Соответствующие установки можно сделать в диалоговом окне Select melody harmony, которое вызывается кнопкой М или Т.

Ниже виртуальной клавиатуры располагаются такие кнопки управления, как:

Далее следуют панели Title, Key, Tempo Area.

В верхнем левом углу первой панели расположен незакрашенный прямоугольник — это индикатор загрузки информации.

Прямо под индикатором расположены в два ряда шесть кнопок слева направо:

Еще правее находятся три кнопки без названий и пиктограмм:

Находящийся рядом раскрывающийся список С позволяет осуществлять операции транспонирования.

Правее списка располагается окно для изменения темпа, причем его можно менять с шагом 1 или с шагом 5.

Флажок Loop предназначен для управления зацикливанием. Зацикливание осуществляется с помощью трех цифровых кнопок, расположенных левее. Первая кнопка определяет, с какого такта начнется повтор, средняя — сколько тактов войдет в повторяющееся кольцо и последняя — сколько будет повторений.

Правее находиться кнопка S, с помощью которой можно войти в диалоговое окно для установки параметров сонга.

Кнопка memo, находящаяся чуть выше, запоминает различную информацию в сонге.

Кнопка Wizard (режим "волшебник") — при нажатии данной кнопки у вас появится возможность исполнить безошибочную мелодию, т. е. программа будет записывать ноты, абсолютно подходящие под гармоническую запись, при этом вы можете нажимать практически любые клавиши," безусловно, будет сохранен только ваш ритм.

Под кнопкой Wizard находится инструментальная панель с шестнадцатью кнопками

Действие инструментальной панели аналогично применению "горячих" клавиш:

И наконец, последний очень важный элемент главного окна — Chord Sheet Area, окно аккордов. В этом окне и происходит вся работа аранжировщика. Как работать в этом окне, мы поговорим чуть позже, а пока подробнее разберем пункты главного меню.

3.3.1. Меню File

Меню File предназначено для операций с файлами, в нем присутствуют как стандартные команды типа Открыть, Удалить, так и специфические, присущие только данной программе:

3.3.2. Меню Edit

Меню Edit содержит в себе команды, позволяющие производить различные операции над разными фрагментами партий, тактов и отдельных аккордов, т. е., иначе говоря, редактировать записанный материал:

3.3.3. Меню Style

Меню выбора стилей состоит из двадцати четырех базовых стилей, которые можно загрузить в главное окно. На наш взгляд, это меню существует для предварительного выбора типа стиля. Окончательный выбор лучше осуществлять из главного окна при помощи кнопки STY.

Это меню включает в себя следующие команды:

3.3.4. Меню Options

Данное меню позволяет сделать предварительные настройки интерфейса программы и установить параметры записи и воспроизведения:

3.3.5. Меню Play

Меню Play содержит в себе команды воспроизведения файла.

3.3.6. Меню Lyrics

В этом меню присутствуют команды, позволяющие работать с текстом, а также производить различные манипуляции с его преобразованием:

3.3.7. Меню Melody

Меню Melody содержит в себе комплекс команд, позволяющих производить различные манипуляции с треком мелодии, а также применить к ней различные приемы оживления:

3.3.8. Меню Soloist

В данном меню содержатся команды по управлению партией солиста и ее редактированию:

3.3.9. Меню Audio

В этом меню собраны команды, управляющие аудиозаписью, различными ее трансформациями, а также обработкой и редактированием аудиотрека:

3.3.10. Меню GM

В этом меню находятся команды, позволяющие управлять и сопрягать различные потоки MIDI-информации, поступающей из различных источников:

3.3.11. Меню User

Меню User состоит из команд, которые позволяют производить различные манипуляции с пользовательскими стилями, трансформируя и редактируя их:

3.3.12. Меню Harmony

Данное меню содержит команды, позволяющие производить определенные операции с гармонизацией, или ее редактирование:

3.3.13. Меню Notation

В этом меню показаны все команды, позволяющие работать с нотацией (рис. 3.16):

Еще несколько замечаний по пунктам главного меню. Некоторые пункты меню справа от названия имеют дополнительное обозначения, это так называемые "горячие" клавиши. Если вы нажмете данное сочетание клавиш, это будет равносильно вызову соответствующего пункта меню. Многие пункты главного меню дублированы кнопками в главном окне программы. На наш взгляд, осваивать работу в программе стоит с овладения средствами главного

окна (кнопки управления), постепенно запоминая функции "горячих" клавиш, и только потом обращаться к средствам главного меню, тем более что все основные и необходимые команды представлены в главном окне.

3.4. Окно аккордов Chord Sheet Area

Как уже говорилось выше, в данном окне происходит основная работа над аранжировкой. Это окно представляет собой таблицу, в которую вводятся аккорды для предполагаемой мелодии. Как вы уже заметили, таблица в окне поделена на такты, в которые вы можете вписать любой аккорд, поддерживаемый программой. Делается это очень просто: на клавиатуре необходимо набрать буквенное обозначение аккорда и нажать кнопку ввода. В такте появится назначенный аккорд, а каретка (незакрашенный прямоугольник) передвинется к следующей половине такта. В каждой половине такта можно записать по два аккорда, для этого между ними при вводе надо поставить запятую. Ниже приведен список аккордов, поддерживаемых программой.

Для более быстрого обозначения некоторых аккордов в программе есть "горячие" клавиши:

При записи аккордов не имеет значения, какими (прописными или строчными) буквами вы будете вводить аккорд.

С каждым фрагментом такта или более крупного отрывка можно проводить операции копирования, вырезки или вставки. Для этого достаточно выделить нужный фрагмент с помощью левой кнопки мыши, т. е. нажать кнопку мыши в начале фрагмента и протянуть курсор до конца, данная область окрасится в черный цвет, после чего следует проделать необходимую вам операцию через меню Edit.

При вводе аккордов можно некоторым образом влиять на характер исполнения инструментальных партий. Для этого предусмотрены довольно простые обозначения. Каждая инструментальная партия имеет свое обозначение:

Если после обозначения аккорда поставить точку, это будет означать, что в данном такте или доле такта будет пауза, т. е. все инструменты замолчат. Если вы хотите, чтобы какие-либо инструменты в этот момент звучали, необходимо после точки поставить их условное обозначение, например F.BS, что будет означать — в этом такте, или доле такта, звучат только бас и струнные инструменты. Главное правило — после поставленной точки будут звучать только те инструменты, условное обозначение которых выставлено.

Если вам необходимо, чтобы в каком-либо такте или его доле прозвучал отрывистый аккорд, следует после обозначения аккорда поставить две точки. Так же как и в предыдущем варианте, если вам нужно звучание строго определенных инструментов, после двух точек запишите условное обозначение нужных инструментов, например C..DB, что будет означать — в этом такте, или его доле, прозвучит короткий аккорд ударных и баса.

Есть еще один режим записи: если перед обозначением аккорда с помощью комбинации клавиш <Shift>+<6> поставить значок "^", то аккорд сместится на 1/8 в предыдущий такт и его длительность несколько увеличится. Если поставить два таких значка перед аккордом, то смещение в предыдущий такт будет равно 1/16.

Щелчком мыши по началу любого такта можно выбрать один из двух вариантов субстилей - а или b. По сравнению с субстилем а субстиль b несколько сложнее и насыщенней, причем во время перехода от одного к другому, как правило, в партии ударных инструментов звучит "сбивка".

В программе Band-in-a-Box существует еще один очень интересный способ записи гармонии. Команда MIDI Chord Detection (Определение MIDI- аккорда) из меню Options открывает диалоговое окно, которое просит вас сыграть аккорд на клавиатуре. Но перед тем как проделать данную операцию, установите каретку ввода в окне аккордов на нужный такт вашей композиции. После того как вы сыграете аккорд на клавиатуре, в диалоговом окне появятся до четырех наименований данного аккорда (если аккорд сложного вида). По звучанию данные аккорды могут различаться мелодическим положением или басом. Выберите тот, который вас больше устраивает, и напротив него в окне нажмите кнопку Enter. Это обозначение и появится в окне аккордов. Такая функция очень удобна для тех, кто хорошо владеет клавишными инструментами, но с другой стороны, ее можно использовать при изучении гармонии начинающим музыкантам.

Бывает, что в некоторых случаях требуется изменить тактовый размер в пределах одного сонга, для чего и предназначена команда Set Time Signature меню Edit, которая вызывает диалоговое окно. В этом окне вы можете установить нужный вам тактовый размер как в отдельном такте, так и в группе тактов.

3.5. Запись мелодии и ее редактирование

Итак, с помощью одного из вышеописанных способов вы записали гармонию вашей будущей аранжировки. Можно сразу попытаться проставить все изменения стилей и субстилей, но мы рекомендуем вам на следующем этапе — записать мелодическую линию. Почему? По одной простой причине, именно в зависимости от характера мелодической линии вы и будете выбирать различные варианты гармонии, стиля, сольных вставок и т. д.

Мелодию в программе Band-in-a-Box можно записать несколькими способами.

Мелодию можно ввести в режиме реального времени с MIDI-клавиатуры или с вашего синтезатора. Для этого в меню Melody необходимо выбрать команду Record melody или нажать клавишу R и исполнить мелодию, ориентируясь на метроном и звучащий аккомпанемент. При записи этим способом у неопытного исполнителя могут возникнуть такие ошибки, как: неточно сыгранные ноты или неверный ритм. Не волнуйтесь, такие ошибки можно исправить средствами данной программы. В меню Melody выберите команду Step Edit Melody (Пошаговое редактирование мелодни), появится диалоговое окно, в котором путем нажатия кнопки Edit вы можете изменить параметры звучащей ноты.

Есть еще один способ "исправления" записанной мелодии — это квантизация Quantize Melody, но лучше этого не делать, потому что результат такого процесса очень трудно предугадать и вы можете получить нечто, что вас не устроит больше, чем с ошибками записанная мелодия.

После того как вы справились с записью мелодии и ее основной корректировкой, можно попытаться ее "улучшить". Имеется в виду, что в программе Band-in-a-Box есть еще несколько интересных функций, которые могут оживить звучание вашей партитуры.

Если вы записали мелодию в каком-либо другом редакторе или взяли ее из MIDI-файла, она вполне может быть жестко квантизирована и поэтому будет звучать достаточно механистично. На слух это обычно воспринимается как безжизненное исполнение. Попробуйте применить функцию гуманизации мелодии из меню Melody (Humanize Melody). При активизации данной функции появится диалоговое окно, в котором присутствуют пять изменяемых параметров, которые в итоге и создают впечатление мелодии, сыгранной живым исполнителем:

В работе над гуманизацией (одушевлением) мелодии невозможно дать каких-либо четких указаний типа "сделайте так-то и получите то-то". Все зависит от характера мелодии, аккомпанемента, а также вашего вкуса. Поэтому поэкспериментируйте сначала с каждым пунктом в отдельности, а потом подбирая различные их сочетания. Только таким путем вы сможете добиться приемлемых результатов. Не жалейте времени на освоение данной функции, результаты оправдают все ваши усилия. При работе над гуманизацией мелодии вам доступны нижеперечисленные команды:

3.6. Создание партии солиста

Программа Band-in-a-Box, кроме описанных выше способов записи и обработке мелодии и аккомпанемента, предоставляет еще одну очень интересную функцию, она позволяет записать поверх уже готовой аранжировки еще и партию солиста, которую сама же и генерирует в соответствии с указанными вами параметрами.

В программе Band-in-a-Box возможно и создание собственных стилей солиста. Для того чтобы приступить к этой достаточно интересной работе, в окне генерирования партии солиста нажмите кнопку Edit. Перед вами откроется окно Soloist Editor (Редакция партии солиста).

Начинать работу в этом модуле следует с присвоения имени вновь создаваемому стилю в поле Title, потом в. раскрывающемся списке Num необходимо выбрать номер.

В списке Soloist is указывается характер исполнения нот партии солиста. С помощью кнопки *. ST2 устанавливается стиль из базы данных программы. Кроме того, в этом окне находятся нижеперечисленные элементы управления.

3.7. Создание и редактирование стилей

Все программы, использующие автоаккомпанемент, построены на одном принципе. Для того чтобы создать автоаккомпанемент, необходимо записать какие-нибудь зацикленные фигуры в партиях запланированных инструментов. Эти зацикленные (повторяющиеся) элементы называются паттернами (pattern). Как правило, паттерны не бывают длиннее четырех тактов. Чем короче паттерн, тем больше возможностей его использования в различных композициях. С другой стороны, чем больше паттернов использовано в композиции, тем более живо она прозвучит. В принципе запись паттернов в программе Band-in-a-Box почти ни чем не отличается от записи паттернов на синтезаторах типа PSR. Поэтому мы уверены, что после того как вы изучите на практике работу с автоаккомпанементом, рассмотренным в главе 2, у вас не будет проблем с созданием стилей в программе Band-in-a-Box.

3.7.1. Редактирование стилей

Для того чтобы начать редактирование стиля, вам нужно через меню User активизировать команду Edit a Style, появится диалоговое окно загрузки стиля. Загрузите стиль, с которым вы будете работать или на основе которого вы собираетесь создать свой. Если же вы собираетесь начать создание собственного стиля с нуля, выберите в меню New пункт Make a New Style. Работа и том и в другом окне одинакова, поэтому для начала рассмотрим первый вариант. Перед вами откроется окно изготовителя стиля .

Первые четыре кнопки, как вы уже поняли, предназначены для записи и воспроизведения паттернов стиля или всего стиля.

Можно создать стиль, в котором будет только по одному паттерну на партию, но это простейший вариант, который со временем не будет вас удовлетворять. Давайте рассмотрим случай, когда у вас есть некоторое количество паттернов на каждую партию. Чтобы создать такой сложный стиль, нужно воспользоваться способом маскирования. Маскирование — это набор определенных условий для чередования паттернов. Нажмите кнопку Misc, и перед вами появится диалоговое окно.

Данное окно содержит поля, в которые вам необходимо внести ваши установки, в соответствии с которыми и будет работать ваш стиль:

Кроме того, вы можете установить два флажка:

Далее с правой стороны окна ввода уровней громкости для каждой партии в отдельности находится кнопка More — при нажатии на эту кнопку появляется окно для дополнительных установок в партии ударных инструментов.

Теперь разберем, как создавать паттерны для различных партий. Есть два вида записи паттернов: пошаговый (только для ударных инструментов) и режим реального времени (для всех остальных партий).

Для того чтобы записать партию баса, необходимо в окне изготовителя стиля выбрать переключатель Bass.

Как вы видите, таблица в этом окне разделена на три части, в верхней части отражена информация о паттернах субстиля А, в средней части — информация о паттернах субстиля В. В самой нижней строке -- информация о паттернах окончания. Чем больше заполненных ячеек, тем сложнее и разнообразнее стиль. Пустые ячейки означают отсутствие паттерна. Число в ячейке означает вес (значимость) паттерна.

Строка с наименованием 1 beat означает, что бас играет только в одной четверти такта; строка с наименованием 2 beat — бас играет в двух четвертях такта; строка 4 beat — бас играет во всех четырех четвертях такта; 8 beat — наиболее насыщенная игра баса.

Выберите одну из свободных ячеек, нажмите кнопку Rec и сыграйте необходимые ноты в тональности До мажор. Запись осуществляется в течение двух тактов, после чего автоматически остановится и перед вами появится диалоговое окно установок басового паттерна.

В этом диалоговом окне есть несколько раскрывающихся списков, в которых вы можете выбрать условия звучания данного паттерна.

Кроме того, в этом окне есть флажок OK to use Macro Notes — разрешить использование нот, характерных для данного стиля.

Запись паттернов для партий Piano, Guitar, Strings

Партии для вышеназванных инструментов создаются точно так же, как партия баса. Единственное отличие — по завершении записи паттерна появится диалоговое окно с большим количеством установок, основные из которых мы сейчас и рассмотрим:

Запись паттернов для ударных инструментов

Выберите переключатель Drums в окне изготовителя стилей, и перед вами появится диалоговое окно редактора ударных инструментов.

Как вы заметили, окно редактора ударных инструментов отличается от предыдущих окон редакторов. В данной таблице 18 строк, или 18 ударных инструментов, остальные, к сожалению, недоступны. В таблице может быть 12 или

15 столбцов, это зависит от тактового размера или от вашего желания записывать ровными длительностями или триолями, что можно сделать с помощью кнопки Timebase. Запись паттерна происходит в пошаговом режиме.

Щелчком мыши выделите ячейку напротив нужного вам инструмента и с помощью клавиатуры поставьте в ней числовое значение громкости в диапазоне от 0 до 127.

После окончания записи паттерна нажмите кнопку Exit, и перед вами появится диалоговое окно опций редактора ударных инструментов.

Вся остальная работа с паттернами ударных инструментов аналогична работе с уже рассмотренными инструментами, поэтому вам будет легко во всем разобраться самостоятельно.

3.7.2. Нотация, оформление текста

Как уже говорилось выше, нотация в программе Band-in-a-Box — процес достаточно сложный и малоудобный. Для написания партий и тем более партитур он, как правило, не применяется. Для этих целей существуют спе циальные редакторы, но это тема отдельной книги. Тем не менее, средства нотации, которыми обладает программа Band-in-a-Box, могут вам помочь в некоторых случаях, поэтому необходимо разобраться и в этих возможностях, предоставленных нам разработчиками программы.

Окно нотатора можно открыть несколькими способами, но самый простой и на наш взгляд удобный, это нажать кнопку с изображением восьмой ноты в главном окне программы. Перед вами появится окно нотатора .

Обратите внимание на кнопки, расположенные в правом верхнем углу окна, с их помощью вы можете выбрать отображение нужной вам партии. Кнопка Opt. откроет окно опций нотатора . В этом окне можно задать некоторые параметры нотной записи.

Мы укажем только те элементы окна, которые необходимы для установки параметров нотации:

Для того чтобы записать ноты разных длительностей или стереть неправильно записанную ноту, щелкните правой кнопкой мыши по нужной ноте, и перед вами откроется диалоговое окно Note:

Флажок Mono (в главном окне нотатора) служит для автоматического удаления двойных нот, которые могут образоваться из-за ошибок в процессе редактирования. Флажок Clear делает нотную запись более грамотной (если вы допустили какие-либо ошибки), при этом не влияя на звучание фрагмента. При установке флажка Loop Sen фрагмент, изображенный на экране, будет повторяться, при чем в процессе его повторения невозможно внести никакие изменения.

Вот в принципе и все необходимые команды для нотации и корректировки вашей записи. На этом заканчивается наше знакомство с программой Band-in-a-Box. Еще раз хочется вам напомнить, что описанные приемы работы являются только руководством к действию. При серьезном отношении к изучению программы вы можете найти в ней гораздо большие возможности.

Hosted by uCoz